Your browser version is outdated. We recommend that you update your browser to the latest version.

Кату- Ярык для двух поколений 

     Год ждали этой поездки, долго не могли определиться  с точной датой выезда- трудно совместить даже 1 неделю отпуска для 4-х человек.

     В прошлом году, глядя на фотографии и слушая наши рассказы про перевал Кату- Ярык, молодые тоже решили посетить перевал. Мы, старшее поколение: Сергей и Елена, закоренелые автопутешественники, поколесившие по Алтаю немало, молодые: Александр и Татьяна на Алтае тоже бывали, но в Улаганском районе , где и находится перевал Кату-Ярык, не были.

    До последнего совместная поездка была под вопросом: то на работе проблемы и отпуск не дают, то машина технически не исправна, но наконец, удача нам улыбнулась, все проблемы разрешились и в субботу 10 августа 2013 года в 8 утра мы двинули в путь по трассе М-52.

«Тополь, Тополь- я Берёза» так, переговариваясь по рации, 350 км до Бийска прошли незаметно.

Было довольно жарко и мы решили заехать на Катунский пляж, о чем нисколько не пожалели. Вода в заливе Катуни была настолько прозрачна и прогрета, что Татьяна предложила остаться. Что еще нужно для счастья? Песчаный пляж, жаркое солнце, бирюзовая теплая вода Катуни. Скажете неправда, вода в Катуни ледяная- согласна с вами, но в заливе она была действительно теплой. Предложение остаться было отклонено- наша цель- Кату-Ярык, до него еще около 600 км и на ночевку вставать еще рано. Перекусили домашней пиццей, пирогами с чаем из термоса и двинули дальше. На ночевку встали через 150 км в Усть-Семе, на берегу Катуни.

Приветливая хозяйка базы порекомендовала беседку, которая не протекает. Отдали по 200 р. с человека. Разожгли костер, распалили мангал, поужинали шашлыком, который как раз оттаял, пока ехал из дома.

11 августа 13

Погода прекрасная. После легкого завтрака двинули дальше в путь по Чуйскому тракту. В Шебалино заправляем наших коней. У нас Нисан Сафари дизель, у молодых ВАЗ 2106. Цены на топливо чуть выше, чем в Новосибирске. Немного не доезжая Семинского перевала, с горы бежит родник. Останавливаемся набрать воды.



 

Вот мы уже проезжаем Семинский перевал, Онгудай, а вот и перевал Чике- Таман. Дорога красиво петляет среди гор. Спускаемся с Чике- Тамана и встаем на ночевку на реке Большой Ильгумень под могучими елями. Прошли за день 130 км. За стоянку заплатили по 100 руб. с человека. Поздно вечером под моросящим дождиком Саша запек картошку в золе.

Вкусненько было...

12 августа 13

С Днем Рождения, Сереженька! С утра поздравления, а праздновать будем вечером на перевале Кату- Ярык. Погода как на заказ-солнышко и немного прохладный легкий ветерок. Пора в путь. После поселка Иня справа стоят каменные бабы- сфотографировали,

затем заехали на слияние Чуи и Катуни.

Вдруг обнаружилось, что у Жигулей не открывается капот. Серега с Сашей пытаются устранить поломку- не получается.

Решили ехать до Белого Бома- там шиномонтажка- может быть помогут. По дороге остановились у недавно построенного памятника полуторке.

 Доехали до Белого бома- поломка устранена. Еще набираем  из фонтана родниковой воды.  В Акташе заезжаем на заправку, затем в магазин, затариваемся продуктами- дальше поедем без остановок до базы на Чулышмане. Путь лежит по Улаганскому району. От нашего места стоянки у подножия перевала Чике- Таман до Акташа 120 км.,а впереди еще 100-120 до Кату- Ярыка.  Едем по щебенке иногда превращающейся в асфальт и наоборот.

Навстречу вдоль дороги бежит речка Чибитка.

В 5 км от Акташа- Красные ворота- остановились на фотосессию. Проезжаем вдоль озера Чейбеккёль, затем Узункель,

а третье озеро Балыктукёль с дороги не видно. Это знаменитые высокогорные Улаганские озёра, которые находятся на Улаганском плато. А вот и зона покоя сам Улаганский перевал на 26 км от Акташа. Высота перевала 2080 м.

С перевала видны сверкающие ослепительной белизной вершины гор  Курайского хребета. Надолго останавливаться не стали, уже начала сказываться усталость от тряски по щебенке. Переехали по мосту реку Башкаус, проехали Усть-Улаган. Какая красивая природа в Улаганском районе- горы покрытые девственной тайгой. Шикарные кедрачи, ельники. Остановились в кедраче- грибов видимо-невидимо, но все какие-то незнакомые, не такие как в сибирском лесу. Узнала только маслята, но они в основном  переростки и червивые. Однако удалось найти и чистенькие. Так с Танюшкой и Сашей за 10 минут набрали половину пакета. Серега грибы собирать не любит, поэтому терпеливо ждет в машине. Едем дальше, и вдруг слева появляется глубокое ущелье, а на дне ущелья озеро изумрудного цвета.

Опять остановились на фотосессию.

Совсем немного осталось доехать до цели нашего маршрута. Лесная дорога петляет среди гор, но вот выезжаем из леса и оказываемся на перевале Кату- Ярык. Собственно перевал Кату- Ярык представляет собой крутой, от 10 до 35 градусов, зигзагообразный спуск в долину реки Чулышман. Дорога прорублена в скале высотой 800 м, длина спуска 3,5 км, 9 крутых поворотов.

Все готовы к спуску. Молодёжь поехали первыми, а мы потихоньку за ними.

Вот мы уже в долине Чулышмана, встаем на базе на берегу реки, заплатив 400 руб. за двое суток, то есть 100 руб. с палатки. Натянули тент между машинами на случай дождя.

Но дождя так и не было, а был праздничный ужин у костра из жареной картошки с грибами, вкусным овощным салатом, красным сухим вином у нас и пивом у молодежи. Как же хорошо отдыхать. Ах да, надо же замариновать купленные в Акташе куриные бедрышки для завтрашнего шашлыка, они как раз разморозились.

Уже темно, мы пошли спать, а Саша с Танюшей еще долго сидели у костра и негромко пели под шум Чулышмана.

13 августа 13

Молодежь пошли смотреть водопад,

а мы остались в лагере варить супчик и жарить шашлык из замаринованных с вечера бедрышек. Вернулись Саша с Танюшей, не устали.

 В поисках красивых пейзажей, решили перейти вброд протоку Чулышмана чтобы попасть на остров. Течение сбивает с ног, вода ледяная, но держась за руки мы добрались до острова.

На острове еще нашли и дров для костра.

Как быстро пролетел день, завтра уже в обратный путь.

14 августа 13

В 9 утра начали подъем на перевал. Первыми поехали Саша с Таней на ВАЗ 2106, уверенные, что они поднимутся без посторонней помощи. А мы беспокоились, глядя как они проходят самое опасное место. Видно было, что машине тяжело, но они справились, прошли весь подъем самостоятельно. Слава Советскому автопрому и умелому водителю! А ведь подъем действительно тяжелый. Щебеночная дорога, местами размытая, уклон которой в самом опасном месте достигает 35 градусов.

Для нашей машины такой подъем не так страшен. Джип есть джип. Сергей включил блокировки и наш трактор пополз потихоньку вверх не напрягаясь и довольно тарахтя. Только я боялась смотреть вниз из- за страха высоты. Ну вот и поднялись. До свидания, Кату- Ярык!

По дороге обратно решили заехать в форелевое хозяйство на Улаганских озерах купить форель, но когда свернули с Улаганской трассы на полевую дорогу, даже мы на джипе побоялись ехать эти 1,5 км. Вспомнился рассказ земляков, встреченных нами на Улаганском перевале, как они решили переночевать на озере, а в результате с вечера до 4 утра пытались силами 2 женщин и водилы вытащить машину из грязи. В результате справились, но машинку помяли. Что- то перехотелось ехать за форелью. Однако в Акташе мне все-таки повезло купить огромную замороженную форелину.

На стоянку встали на впадении в Чую реки Ер-Балык.

От трассы закрыты густым кедрачем и елями,

вокруг клубничные поляны.

Симпатичная беседка на берегу, костровище и вокруг ни души. С хозяином расплатились по 100 р. с человека. Насобирали дров разожгли костер и о ужас, спохватились, что у нас на исходе питьевая вода. До ближайшего источника километров 30, но прогулявшись по берегу до впадения, обнаружили, что в Ер- Балыке вода родниковая и ехать никуда не нужно. Попытались порыбачить хариуса, но безрезультатно. Наверное, местный рыбак, которого мы видели, когда только приехали, выловил всю рыбу. Ну не страшно, у нас же есть форель! Вечером запекли форель на решетке- вкуснотища!!!

15 августа 13

На следующий день наши планы разделились. Мы решили еще поматрасничать, уж больно нам место понравилось, а Саша с Таней решили поехать на Инегень. Мне страшно туда ехать, я боюсь высоты, а там вдоль дороги сплошной обрыв. Решили, что мы остаемся, а молодежь едет на Инегень, потом смотрят наскальные рисунки, а затем встает на ночевку на Большом Яломане в 70 км от нас по пути в Новосибирск.

Итак, Саша с Таней уехали, а наш отдых продолжается. Погода теплая, насобирали клубники в лесу. Попытались еще порыбачить- опять безрезультатно. Зато поснимали на видео реку Ер- Балык.

16 августа 13

Мы выехали из лагеря по направлению к дому. По пути заехали на водопад Ширлак.

 

Пришлось карабкаться по скользким камням, потому, что ночью прошел дождь, чтобы снять водопад на видео. Договорились, что встретимся с Сашей и Таней в районе 12 на Большом Яломане, но из-за того, что я долго карабкалась на водопад, мы опоздали. Молодежь уже заехали на горку, откуда хорошо просматривается трасса и караулили нас. Встретились.

Погода портится на глазах, похолодало, моросит дождь. Решили, если до Манжерока погода не изменится, на ночевку вставать не будем. От Большого Яломана до Новосибирска 690 км, можно осилить и за один раз. Ехали в надежде на улучшение погоды, но надежды оказались напрасными. На Семинском попали в такой туман, что казалось не сможем ехать.

Но по мере спуска туман опять превратился в моросящий холодный дождь. Уже скоро Усть- Сема, а Сергей говорит, что все- таки встал бы на ночевку, тяжело будет ехать напрямую до дома. Посовещались, Саша с Таней решили ехать домой, а мы заночевать в Усть- Семе, все равно мы спим в машине и дождь нам не страшен. На том и расстались. В двенадцатом часу ночи пришла смс, что они дома. Ну, теперь можно спать спокойно. Хорошая получилась поездка. Завтра и мы домой…